Жили некогда семеро мудрецов. А, может, они и сейчас живут, сидят где-нибудь в отдалённом уголке пустыни и ведут спор. Только нам до этого дела нет. Так вот, были те мудрецы от рождения слепы: ни один лучик солнца не проникал в их невидящие глаза. Но зато стяжали они такую глубокую мудрость, что люди назначили их мудрейшими мира и стали у них учиться. Только вот ни в чём не было между ними согласия. Однажды захотелось мудрецам спор завести. Да ни о ком-нибудь, а о самом слоне: что собой представляет эдакая в мире субстанция, и какова при всём том сущность её экзистенции в общечеловеческом менталитете. И вот привели к ним слона, и стали они его ощупывать, чтобы путём опытного познания и мудрых умозаключений доискаться до истины. — Поистине! — воскликнул первый мудрец. — Никогда я ещё не видел такого чуда! Слон — это огромная живая колонна из мяса и кости, и стоит ей только поколебаться и упасть на землю — потрясётся земля, и мы все попадаем наземь. А был он очень маленького роста и дотянулся лишь до ноги слона. — Похоже, то, на что ты наткнулся, — возразил ему другой мудрец, который ощупывал хобот, — есть иная совершенно субстанция. Но я скажу тебе, чему слон подобен на самом деле. Он подобен огромной сильной змее, и страшное горе постигнет того, кто встанет у неё на пути! — Ваши познания меня не удовлетворяют, — ответил третий, поглаживая огромное слоновье туловище. — Ведь, если б только сил хватило у нас, мы бы взяли слона и катили бы его прямо перед собой. Ведь слон — это огромный шар, столь великий, что невозможно его охватить. — Да нет же! — рассмеялся четвёртый, а он был самый высокий. — Слон подобен огромной живой лепёшке. Её приятно мне гладить, но не знаю, какой она будет на вкус. Трое же мудрых века сего полагались больше на заключения собственного ума, чем на опыт, поэтому и к слону они не притрагивались, стоя в сторонке. — Мне кажется, эти мудрейшие правы, — заключил один из них в уме своём. — Но лишь отчасти. Каждый из них сообщил нам частицу великой истины. Но, если мы сложим всё частное, то истину получим мы полную в совокупности, так оказавшись мудрее тех четырёх, что истину познают лишь отчасти. — Ерунда! — воспротивился ему другой мудрейший. — Так мне ни за что не признать вас мудрыми. Вы описываете то, чего не видели, и те четверо слепцов не более видят, чем ты. Пусть вашим сказкам верит простой и глупый народ, мудрый же человек познаёт всегда очевидное, а для меня очевидно лишь то, что я никакого слона не вижу. Следовательно, я вполне могу усомниться, существует ли слон в природе на самом деле? Не есть ли он лишь простая выдумка тех дурачков, что пытаются завлечь своими глупыми байками и нас, простодушных? — Есть ли слон или нет — это дело не важное, — сказал последний мудрец, самый мудрый. — Но, раз у людей возникла потребность составить мнение о слоне, чем она хуже других потребностей? И они удовлетворяют её, исходя из опыта жизни, которому мы помешать не вправе: пусть себе возникает и руководит их потребностями. Хороший слон получится для тех, для кого он есть, а для кого его нет, придумают слонозаменитель. Так они и спорили, не имея единого мнения о слоне. Спорили, спорили, да так и разошлись ни с чем. Прошёл дождь, и споры их породили многих учеников, которые быстро стали расти и отпочковываться. Пришёл как-то к ним Зрячий и сказал, что просветит их и расскажет о слоне всё, и даже больше, чем слона, им покажет. Но мудрейшим нравился слон, и они не хотели видеть никого больше, поэтому они разозлились и крепко прибили Зрячего к дереву — чтобы не убежал. Но у Зрячего были ученики, которых мудрые со всеми своими учениками так и не смогли переловить и развешать их по деревьям. Они тоже обещали миру откровение не слона только, но и более, нежели это большое и доброе животное. Да только кто их слушает?